сентябрь-октябрь 2020
«Зин как выставка: postcovid»
«Зин как выставка: postcovid» — спецпроект 2-го Кураторского форума. В рамках открытого конкурса, который прошел летом 2020, кураторам было предложено придумать выставку на страницах печатного издания и медиацию к ней. Переводя выставку в формат зина мы спрашиваем, — что останется от выставки в процессе такого перевода, а что окажется принципиально непереводимым? Что производит такая выставка и для кого? Какие открываются механизмы для со-творчества? И можем ли мы в принципе называть получившееся выставкой?

Зритель, а точнее — уже читатель — увидел черно-белые зин-выставки не в выставочном зале, а смог взять их бесплатно в общественных пространствах Санкт-Петербурга или получить с «доставкой на дом».

В течение осени 2020 года были изданы 4 зина — 3 кураторских и один совместно с межвузовской группой студентов. Кроме того, как часть проекта на улицах Петербурга на рекламных щитах появились художественные работы— своеобразная интервенция художников в городское пространство.
1-й зин

Первый релиз — зин «+ Смещённая активность —»от куратора Леры Лернер и петербургских художниц Саши Зубрицкой, Тани Черномордовой, Гали Яптик, а также художницы, перформера Вали Луценко и художника и поэта Романа Осьминкина. Зин рассказывает о том, каково это — переживать вынужденный отказ от перемещения в пространстве, созидания, объятий, сопротивления, одновременно поддерживая других и себя самого. Смещенная активность — реакция на стресс, когда в невозможности сделать желаемое мы переключаемся на «неадекватные действия»: листаем ленту соцсетей, не вникая в содержание, или бесконечно протираем пыль.

«Мы делаем зин, как форму смещенной активности, в ответ на невозможность передвигаться вместе в пространстве сопротивления», — говорят художники, пытаясь посмотреть на себя со стороны и увидеть творческий потенциал в так называемых «неадекватных» действиях.

В работах художников приставка «post», из заданного контекста «postcovid», проявляет себя как пост в соцсетях, отпечаток, место наблюдения, будущее, впечатление, воздержание, почтовое сообщение, самопроверка.
2-й зин

Выставка «Неответы» в формате печатного издания — зина выполнена пятнадцатью студентами шести вузов-партнеров 2-го Кураторского форума совместно с кураторами проекта Алиной Белишкиной и Натальей Хвоенковой.

В зине студенты пытаются выяснить, каким образом формируются наши представления об образовании; каких изменений мы хотим, исходя из существующих сегодня острых проблем. Размышляя об учебной программе и том, какой она может быть в теории и на практике, авторы выставки задавались вопросами: Что я знаю? Что я хочу знать? Чему я хочу научиться? Что мне нужно? О чем я мечтаю? Что делает меня счастливым? Именно они привели к неответам на страницах зина. Они касаются трех тем:
— Почему надо ТАК?
— Что такое университет?
— Цель или процесс?
Зин-выставка «Неответы» — это попытка проанализировать собственный ученический опыт и деконструировать представление о том, что такое образовательная институция.
3-й зин

Выставка «Мы, деревья» в формате печатного издания — зина это исследовательский проект художников из Санкт-Петербурга и Москвы. Команда авторов осмысляет проблему исключенности отдельно стоящих деревьев из социо-экологической повестки Санкт-Петербурга. Город, знаменитый своими тополями и парками, сегодня испытывает настоящую потребность в радикальном пересмотре концепции озеленения уличных и дворовых территорий. Деревья в городе являются признаком здоровой, устойчивой и сбалансированной среды. Так называемые зеленые патчи — участки плотного роста деревьев в общедоступных местах — обеспечивают благоприятные условия для развития различных форм жизни на территории городских скверов и бульваров. И если за состоянием парков с особым правовым статусом в городе следят с пристальным вниманием, то одиноко стоящие деревья на улицах и набережных Санкт-Петербурга исключены из дискурса о ценности зеленого урбанистического наследия и его защите.

Это особые зеленые зоны, где все по-другому. Скрытые за историческими фасадами и неприметные снаружи, их еще встретить в старых дворах исторической части города. В них живет «дух места». Неосязаемый сгусток подлинного впечатления, собранный из фрагментов городских легенд, комментариев в социальных сетях, заметок в СМИ, планов прокладки городской инфраструктуры и много другого. Наш зин обращается к этим неприметным жителям города и посылает им приветственные сигналы о готовности к диалогу. Нам хочется верить, что «другие пространства» ответят нам взаимностью.
4-й зин

Зин-выставка «Куда ведет прогулка» была задумана как реакция на изоляцию и запрет на свободное передвижение. Прогулка воспринимается как действие и как форма для размышлений о нашем личном опыте переживания пространства ограничений и попытке выхода за его пределы. Отдельное внимание уделяется совместным прогулкам, которые стали небезопасными с началом пандемии и способам через совместные размышления и практики преодолеть дистанцию между нами.

Зин можно читать как своеобразный путеводитель. Часть работ художников приглашают к совместному действию: Анна Белоусова — к практикам работы с телом и своими воспоминаниями в небольшом пространстве квартиры. Татьяна Эфрусси — к прогулке по телефону по маршруту одной своей личной «невстречи». Елизавета Коновалова делится маршрутом конкретного места в городе. Денис Есаков представляет документацию размышлений об опыте прогулок на ограниченной территории. У Ильи Романова — выставочное пространство комикса своих перемещений по пустынному городу.

Это зин, по маршрутам которого можно перемещаться в реальности и думать о прогулке вместе и по отдельности. И возможно, несмотря на дистанцию мы на самом деле ближе друг к другу, чем кажется?